Многострадальное строительство Исаакиевского собора – шаги к великому шедевру зодчества

Одним из самых ярких архитектурных акцентов центра Петербурга стало величественное здание Исаакиевского собора - одного из самых крупных купольных сооружений в мире. Собор входит в ансамбль двух площадей - Исаакиевской и Декабристов, и его купол можно увидеть с разных точек в центре города.

Сегодняшний Исаакиевский собор - четвертая церковь, построенная в Петербурге в честь Исаакия Далматского, в день памяти которого - 30 мая 1672 года родился будущий российский император Петр I. В 1710 году недалеко от Адмиралтейства, примерно в том месте, где сейчас находится фонтан в Александровском саду, построили Исаакиевскую церковь. Она была деревянной, расписанной под кирпич.

Именно в этой церкви в 1712 году венчались Петр I и Марта Скавронская, будущая императрица Екатерина I. Через несколько лет по приказу Петра заложили каменную Исаакиевскую церковь, она находилась ближе к Неве, на территории нынешней пл. Декабристов. Новую церковь построили к 1727 году, а уже в 1768 году Екатерина II поручила строительство большого Исаакиевского собора архитектору А. Ринальди. Собор должен был стать величественным и очень красивым: предполагалось, что его стены будут отделаны мрамором разных цветов, который Ринальди уже с успехом использовал во время строительства Мраморного дворца.

Но строительные работы затянулись, уже не было ни Екатерины, ни самого архитектора, а собор к началу 19 века возвели только до карниза. Павел I приказал срочно завершить все работы, и здание достраивали грубым красным кирпичом, мрамором же успели облицевать только его нижнюю часть. В таком странном виде Исаакиевский собор и был освящен в 1802 году.
Это сооружение вызывало насмешки и горькую иронию современников. К примеру, приехавший в Россию после длительного пребывания в Англии флотский офицер Акимов написал эпиграмму:

Се памятник двух царств,
Обоим столь приличный:
Основа его мраморна,
А верх его кирпичный.

При попытке прикрепить листок с этим четверостишем к фасаду собора Акимов был арестован. Он дорого поплатился за своё остроумие: ему отрезали язык и сослали в Сибирь.
В различных вариантах петербуржцы пересказывали опасную эпиграмму:

Сей храм покажет нам,
Кто лаской, кто бичом,
Он начат мрамором,
Окончен кирпичом.

Вопрос о перестройке собора неоднократно поднимался в первые годы царствования Александра I, несколько раз объявляли конкурсы на лучший план реконструкции здания, и только в 1818 году был, наконец, утвержден проект французского архитектора О. Монферрана. Была создана специальная Комиссия по перестройке Исаакиевского собора, в состав которой вошли даже многие влиятельные государственные деятели.

Закладка нового собора произошла в июле 1819 года. Полностью готовый Исаакиевский собор жители Петербурга увидели только через 40 лет - в 1858 году.

Строительство шло трудно, проект приходилось несколько раз уточнять, при этом особенную сложность создавало то, что, следуя непреклонной воле императора, приходилось сохранять старые части собора, возведенные еще Ринальди. Когда стали разбирать кирпичную кладку, фольклор откликнулся на это новой эпиграммой.

Сей храм трёх царствований изображение: гранит, кирпич и разрушение...
Особенное внимание Монферран уделил созданию надежного фундамента, конструкция которого явилась новшеством в строительной практике. В землю было вбито огромное число стволов мореного дуба. Шутили, что если столбы вбивать один в другой, землю бы проткнули насквозь. Работа была очень тяжелой и изнурительной.

Сложным было и сооружение монолитных колонн для портиков: огромные мраморные блоки доставляли из каменоломен в Петербург, в специально построенных помещениях обрабатывались, а затем при помощи сложного устройства, разработанного опять же специально для Исаакиевского собора, колонны устанавливались на свои места. Установка первой колонны стала целым событием: 26 марта 1728 года это небывалое зрелище происходило даже в присутствии царской семьи.

Строительство стен собора велось одновременно по всему периметру здания, и только к концу 1837 года приступили к сооружению верхней колоннады. Для этого разработали необычные леса, с помощью которых стало возможным поднять на значительную высоту двадцать четыре колонны, каждая из которых весила шестьдесят четыре тонны. Установка одной колонны длилась примерно два часа, участвовали в этом процессе около 300 человек. Первую колонну установили в начале ноября 1837 года, последнюю - только через два месяца. Тщательно изучив мировой архитектурный опыт создания купольных перекрытий, Монферран разработал свою, совершенно новую конструкцию, в результате огромный купол Исаакиевского собора стал значительно более легким по сравнению с другими подобными сооружениями. Отливка металлоконструкций купола проводилась на заводе Чарльза Берда. При этом было использовано 490 тонн железа, 990 тонн чугуна, 49 тонн меди и 30 тонн бронзы. Купол Исаакиевского собора стал третьим куполом в мире, выполненным с применением металлических конструкций и оболочек.

Конструктивно купол состоит из трёх взаимосвязанных частей, образованных чугунными рёбрами: нижней сферической, средней - конической и наружной - параболической. Диаметр наружного свода составляет 25.8 м, нижнего - 22.15 м. Для создания теплоизолирующего слоя пространство между фермами было заложено пустотелыми гончарными горшками конической формы. Для этого потребовалось около 100 тысяч таких горшков. Помимо теплоизоляции, горшки улучшают акустику храма.

Купол покрывали золотом. Для этого золото растворяли в ртути. Работать на куполе было очень выгодно. За месяц можно было получить почти в 100 раз больше, чем на других работах, но от отравления ртутными парами многие погибали даже не успев получить эту плату.

К сороковым годам строительство собора в основном закончилось, приступили к его внутренней отделке, проект которой был утвержден отдельно. Стены облицовывали цветными мраморами наивысшего качества и разнообразного цвета привезенных из Италии.

Росписью стен и купола собора занимались лучшие художники, среди них - К. Брюллов и Ф. Бруни, скульптурное убранство создавали скульпторы Н. Пименов, И. Витали, П. Клодт, А Логановский. Особое место в интерьере заняли мозаики, Монферран даже хотел перевести в мозаичные все живописные изображения собора.

Заканчивая строительство собора, архитектор задумывался над планом преобразования центральных площадей Петербурга - он решил связать в единый ансамбль Исаакиевскую, Адмиралтейскую, Дворцовую и Сенатскую площади. Но грандиозному плану Монферрана не суждено было осуществиться: вскоре после торжественного открытия Исаакиевского собора он скончался. Вдова архитектора обратилась с просьбой похоронить его в соборе, как завещал сам Монферран, но получила от Александра II категорический отказ.

Тело архитектора увезли в Париж, там Монферран и был похоронен. В углу фронтона одного из портиков Исаакиевского собора скульптор И. Витали поместил фигуру архитектора в античной одежде.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:

  • Когда один из инженеров, возводящих Исаакиевский собор, изобрёл полезный механизм для облегчения труда строителей, он получил строжайший выговор за то, что не изобрёл такую полезную штуку раньше и тем самым ввёл казну в напрасные расходы.
  • Для храма была изготовлена новая гробница. Она была изготовлена по образцу гробницы Храма Спаса на Сенной (автор - известный ювелир Ф. А. Верховцев).
  • Знаменитый немецкий живописец на стекле Макс Айнмиллер создал для собора окно высотою в 9,5 м.
  • В интерьере собора использован шунгит, единственное месторождение которого находится в Карелии (Россия).

Исаакиевский собор стал главным творением зодчего. Еще во время долгого строительства много спорили об архитектурных достоинствах здания, отголоски этих споров можно услышать и сейчас. Но несомненно одно - строительство Исаакиевского собора стало целой эпохой в петербургской архитектуре.